|
|
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНКОВ. Инки владели самым большим и разнообразным набором музыкальных инструментов во всей доколумбовой Америке. При этом наболее совершенными и разнообразными у них были именно духовые инструменты, многие из которых дошли и до наших дней и успешно применяются до сих пор не только многочисленными уличными музыкантами и фольклорными ансамблями, но и на профессиональной эстраде. Древние УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, так называемые мембрамофоны, состояли из барабанов двух типов. Первый тип барабана назывался «уанкар» и представлял собой цилиндрический барабан с высоким корпусом, напоминающий испанский барабан «бамбор» или более поздний креольский «бомбо». Его размеры могли быть самыми разными – от небольшого барабанчика, который был постоянной спутником женщины, до огромных барабанов, сопровождавших придворные танцы. Его называли «пуматинья» и исполнение на нем предназначалось только для развлечения Верховного Инки и его ближайших придворных... Вторым типом барабанов были цилиндрические, с очень низким корпусом, иногда выполненным в виде неширокого обруча. Такой тип барабана был похож на и на испанский «пандеро» (бубен) или на креольскую «каху». Среди барабанов инков были и немузыкальные, чьей главной задачей было одно – устрашать. Это был зловещий «человек-барабан» , который демонстрировал во время торжественного въезда Верховного Инки в столицу или отправления армии в поход. У этого барабана даже было свое особое название – «рунатинья». Делали его из тела вражеского вождя или собственного изменника – снимали целиком кожу, надували и надевали. Выглядело это потом так (по описаниям из дошедших до нас хроник), как будто человек сам себя ударял по животу. Зрелище было такое, что повергло в шок даже «видавших виды» испанских конкистадоров... В качестве мембраны обычных барабанов использовали высушенную кожу ламы, и только для гигатского имперского барабана Великого Инки применяли (наверно, из уважения или по религиозным причинам) шкуру одного из царей животного мира – пумы. Барабанной палочкой обычно служила специально сделанная колотушка с утолщенныи наконечником.
Из УДАРНО- ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (идиофонов) до нас дошли несколько видов разнообразных погремушек. Самая распостраненная из них называлась «чанрара» (современный вариант названия – «марака»). Она представляла собой пустотелый сосуд наполненный мелкими твердыми предметами, дающими звук при стряхивании. Нередко корпус такой погремушки делался из драгоценных металлов – золота или серебра, или же содержащих их сплавов. Обычно ее использовали аккомпонируя танцам или хоровому пению. Для этого погремушку укрепляли на верхнем конце камышового стебля или какой-нибудь жерди и во время танца ударяли в такт движениям нижним концом стебля об землю. Другим распостраненным видом погремущек была «сакапа», получившая позднее современное название – «ильяичли» («маичили»). Она напоминает собой древние браслеты родины танца – древнего Востока. Это были нанизанные на один шнур подвески из металла, издающие при движении человека характерный шум. Обычно использовалась в танце. Особенность этих перуанских подвесок – наличие на них «катаури». Это специльная погремушка-трещетка из колец, имирующая звуки гремучей змеи. Материал для изотовления подвесок использовался самый разный (от серебра до когтей тапира и ореховой скорплупы). Часто вместо колокола индейцы применялись маленькие бронзовые гонги. Кроме того, инки использовали, как и во многих других странах, велиполепно сделанные серебрянные и медные колокольчики, которые они называли «уакан». К необычным музыкальным инструментам относится «сукчас» - это всего-навсего череп гуанако. Впрочем, инки в качестве музыкальных инструментов использовали и кости животных...
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. У инков их было множество – свистульки, трубы, рожки, флейты, окарины и т.д. Среди дошедших до нас инструментов – «чулуп уфанья» - это великолепно отделанные трубы-раковины, и «маттип уфанья» - трубы-тыквы, богато орнаментированные серебром и золотом. Их было несколько разновидностей. Гордостью инков были «кепа» - это богато отделанные золотом и серебром трубы рожки. Именно один из видов «кепа» изображен на фризе Ворот Солнца в Тиауанако – в них трубят четыре фигуры глашатаев... Из больших труб у инков были популярны «хула-хула» - одинарные бамбуковые трубы, чья длина достигала полутора метров. Такую же длину имели «айк ори» (современное название – «маримачо») – двойные трубы, чей второй ствол служил дополнительным резонатором, усиливающим звук. Но самыми большими были «эрке» - это гигантские камышовые трубу с растубом на конце. Их длина могла достигать пяти, а в исключтельных случаях – семи метров!
|
О нас | Магазин | Каталог | Культура | Туризм | Сувениры | Музыка | Фото | Подарки | Главная |
Авторские права на содержание текста защищены. © 2003 ООО «ИНКА ТРЕЙД». |
E-mail: info@peru.ru |
|
|