Чавин       

Названный в честь храмового центра в Чавин де Гуантар, расположенного в небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко связанный с нарождающейся новой религией, возник приблизительно около 1400 годов до н.э. и достиг своего пика развития и влияния к 400 году до н.э.

Появление создателей этой культуры было поистине эффектным. На сцене перуанской истории появление культуры Чавин напоминает скорее взрыв, неожиданную вспышку, последствия которой ощущались на протяжении многих столетий. Впервые в истории Перу мы встречаемся с культурой, чье прямое или косвенное воздействие можно проследить в находках из районов Косты и Сьерры, из мест отделенных друг от друга на тысячи километров.

Открыл Чавин профессор Хулио Сесар Тельо. Он также установил, что слово «чави» на одном из карибских языков означает «Ягуар», а «чавинави» – «сыновья ягуара с копьями».

В сегодняшней Республике Перу есть два индейских города, вызывающих особое восхищение: один - самый древний, другой – самый молодой (хотя он и существует уже пять веков). Самый молодой – это инкское «Орлиное гнездо» – Мачу Пикчу, который ныне посещают десятки тысяч туристов. Самый древний, разумеется, Чавин, облюбованный археологами и историками.

Когда мы говорим, «влияние Чавина», то имеем в виду и художественный стиль чавинцев, настолько характерный, что каждый, кто хоть раз с ним сталкивался, с первого взгляда отличит его от всех других. Орнаменты, которыми чавинские художники украшали керамику, ткани и изделия из кости, незабываемы, как незабываем и сам Чавин.

Начав разговор, связанный с Чавином, нельзя умолчать об обстоятельстве, которое также как исследование пещер Лаурикочи, разрушенных копытами коров, сильно усложнило раскрытие многих исторических тайн. Эта напасть была послана с неба. Страшная водная лавина, обрушившаяся на Чавин 17 января 1945 года, залила всю округу, и перуанский город оказался под толстым, в несколько метров, слоем грязи.

Как же это произошло? Высокогорное озеро, которое питают тающие на вершинах Кордильер снега, в начале 1945 года приняло гораздо больше воды, чем могло вместить. Вода прорвала берега и затопила все, что было обнаружено в развалинах и не было еще вывезено в перуанскую  столицу в надежде реконструировать и экспонировать в самом Чавине.

Расчищенные остатки города вновь скрылись под слоем серой грязи. С того времени ученым пришлось вновь расчищать то, что однажды уже было расчищено.

Археологи сумели определить местонахождение нескольких главных объектов города. Первый из них – «Большая площадь». Сюда стекались паломники из ближних и дальних мест, здесь, по всей вероятности, совершались  богослужения под открытым небом.

Паломникам было хорошо видно ритуальную площадку. Когда, пройдя лабиринтом их внутренних лестниц и переходов, облаченные в одеяния из тонкого хлопка и шерсти, украшенные перьями и золотыми украшениями жрецы храма появлялись, словно по волшебству, на вершине башни, они, вероятно, вызывали полный экстаз.

Ученые полагают, что паломники покидали храм, унося с собой ритуальные предметы, чтобы молиться дома. Этими ритуальными предметами могли быть глиняные рельефные фигурки, разрисованные ткани, золотые чеканные диски, фигурки, изображающие животных, выполненные в характерном стиле: маленькие копии должны были внушать страх, как и их гигантские оригиналы.

 «Большая площадь» имеет четырехугольную форму и со всех сторон окружена особыми платформами. Сама площадь как бы опущена вниз между этими платформами. В центре ее один из помощников Тельо, житель Чавина нашел одно из самых знаменитых произведений чавинского искусства – высокий обелиск, ныне носящий имя Тельо. На площади сохранилась еще одна работа каменщиков периода расцвета города «сыновей ягуара с копьями» – алтарь, который местные индейцы называют –  «Семь козочек», а археологи – «Созвездием Ориона».  Алтарь представляет собой огромный каменный блок с семью отверстиями, действительно напоминающими по своему расположению семь звезд Ориона. Но скорее всего, отверстия алтаря «Семи козочек», по-видимому, лишь попытка изобразить пятна ягуарьей шкуры.

Под «Большой площадью» была открыта подземная галерея.  С площади по широкой «Лестнице ягуаров»  можно подняться на западную площадку, которая при позднейших перестройках (Чавин перестраивался, по крайней мере, четырежды и планомерно расширялся) стала основанием так называемой  «Большой пирамиды».  «Лестница ягуаров» привлекает внимание чередованием двух цветов. Часть лестницы, обращенная на север, сделана из камня черного цвета, часть, обращенная на юг, – из белого камня. Здесь же были найдены остатки колонн и камней, украшенных фризами с изображениями ягуара. Вероятно, таких фризов три тысячи лет назад на этой лестнице было несколько.

Подобные же лестницы (их всегда четыре, как количество частей света) ведут на северную, южную и западную площадки. Эти три платформы, по всей вероятности, сохранились в первозданном виде. На четвертой – западной – возвышается  «Большая пирамида», которая вызывает особый интерес у туристов. Местные жители считают ее главной постройкой древнего Чавина, поэтому и называют  «Кастильо», что в переводе с испанского означает  «замок».  

Внутренняя часть «Большой пирамиды» до сих пор еще по-настоящему не исследована. Из того же, что было открыто за последние десятилетия можно отметить «Галерею жертвоприношений»  с остатками того, что паломники приносили сюда подчас из очень дальних мест. (Так, например, были найдены раковины морских моллюсков, а ведь от горного Чавина до моря весьма значительное расстояние).

При первом знакомстве кажется, что с восточной стороны вход в пирамиду Чавина открывают красивые ворота. Однако тот, кто войдет в них, убедится, что они никуда не ведут. На верхнюю ступень пирамиды от ложных ворот поднимаются две ныне уже почти развалившиеся лестницы.

На западной стороне – между «Лестницей ягуаров» и собственным комплексом пирамиды – простерся так называемый  «Атриум камней», некая «прихожая» чавинского храма, с фризами летучих мышей и фризом людей-ягуаров. Здесь был обнаружен рельеф, изображавший мужчину-воина. Так же, как  и на «Лестнице ягуаров», строители храма повторили тут загадочное чередование черного и белого цветов. Большая часть исследователей подозревает, что подобная игра цветом вызвана введением в монументальную архитектуру храма мотива двойственности, что будет в дальнейшем заметно и по скульптурным изображениям. Стремление ввести объединение мира реального и сверхъестественного в изображении царства тьмы и  царства света.

Из «прихожей» «Большой пирамиды» можно войти в  «Ворота хищных птиц».  Так их называют потому, что две цилиндрические боковые колонны из черного камня целиком украшены изображениями хищных птиц, по всей вероятности кондоров. «Ворота хищных птиц» дополняет фриз на камне – изображение еще четырнадцати птиц. Интересно, что тут мы снова встречаемся с магическим числом семь, для чавинцев явно священным. Семь хищных птиц смотрят на юг, семь – на север.

За  «Воротами хищных птиц» посетителя ожидает внутреннее помещение «Большой пирамиды». Выглядит оно весьма замысловато. Мы находим здесь несколько галерей, построенных в разные эпохи. Кроме уже упомянутой «Галереи жертвоприношений», это, например,  «Галерея сумасшедшего»  (такое неархеологическое название ей дали местные жители, потому что в ней долго скрывался один из обитателей деревни, которого считали душевнобольным). Другая хорошо сохранившаяся галерея – «Лабиринты», три коридора в форме буквы «G». К еще более давним временам относится «Галерея летучих мышей».

Помимо галерей, через «Большую пирамиду» проходят шахты, предназначенные, скорее всего для вентиляции тесных, находящихся в глубине пирамиды святилищ. Древнейшее из них святилище, имевшее П-образную форму. К нему примыкают две перекрещивающиеся галереи. Как раз в том месте, где они пересекаются друг с другом, уже три тысячи лет стоит самое удивительное скульптурное произведение храма – почти 5-метровая колонна в виде копья. Ее испанское название  Lanzon («Ланзон»).

Ланзон, или Воин с копьем, своей формой и в самом деле напоминающий копье, – главное божество тех времен. Улыбающийся бог стоит в крестообразном храме, его высота около 4,5 метров, вес около 2 тонн. И, несмотря на габариты, он представляет собой тонко выполненное изваяние бога, похожего одновременно на человека и на ягуара. Вместо волос у божества извивающиеся змеи, вместо пальцев рук и ног – когти, а изо рта торчат огромные изогнутые клыки. Пояс на туловище чавинского божества украшен головами ягуаров. Примиритель враждующих, Улыбающийся бог поднял правую руку, левая вытянута вдоль туловища.

Тщательные исследования, проведенные учеными, показали, что осевая ориентация статуи Ланзона играла не только символическую, но и функциональную роль. Здесь, правда, мнения ученых разделились. Все дело в том, что прямо над галереей, где находился монумент, существовала еще одна крестообразная  галерея. В полу этого помещения, пробитого острой вершиной находящегося внизу идола, было небольшое отверстие, закрытое отодвигающейся плитой.

По первой версии, отверстие предназначалось для жертвоприношений и, вероятно, какая-то ритуальная жидкость заливалась в лоточек, проделанный в верхней части фигуры божества (большинство приверженцев этой версии считают, что данной жидкостью являлась человеческая кровь).

По другой версии, данное отверстие могло служить и жреческим приспособлением, так как, если произносить в это отверстие какие-либо слова, находясь в верхней галерее, то создается впечатление, будто говорит статуя Ланзона. Такое устройство позволяло жрецам оставаться невидимыми, оглашая нижнюю галерею с превосходной акустикой звучными заклинаниями.

 

 1  2  3  >>

Информация о Перу

 

 
 
Пончо
Пончо лама
Безрукавка
Свитер
Шапка
Футболка
Палантин
Платье
Шарф
Куртка
Брюки
Кепка
 
Керамика Моче
Ваза Инка
Ваза Чулуканас
Пепельница
Керамика Эротика
Тарелка Кер
 
Ковры Наска
Ковры Перу
 
Украшения
Кошельки
Сумки
Рюкзак
Колье
 
Сампоня
Кена
 
Бутыль
Нож
Трубки
 
Скульптура
Маски
 
Кулоны
 

  О нас | Магазин | Каталог  | Культура  | Туризм Сувениры  | Музыка  | Фото Подарки  |        Главная    

Авторские права на содержание текста защищены. © 2003 ООО «ИНКА ТРЕЙД».

E-mail: info@peru.ru

 

       

 

Сайт управляется системой uCoz